История села

Данная территория заселена с эпохи неолита. По мнению исследователей окрестности селения служили территорией обитания населения "Чохской стоянки". В пещере Чувал-Хвараб-Нохо (2 км. от с.) сохранились наскальные изображения данного периода. В окрестностях с. расположен Хабадинский могильник (3 км. к сев.-зап. от с.) - поселение бронзового века. В раннем средневековье на ругуджинской территории располагался город Анада (авар. ГIанада), ныне сохранились его развалины. [2]. Современное селение образовано населением двенадцати близлежащих родовых поселений в результате перехода от родовой к соседской общине. Первое датированное здание - православная церковь (авар. ГьатIан рукъ), построенная в 1365 г.[3]. В первой половине XV в. население приобщилось к Исламу. В XVII - начале XIX вв. Ругуджа являлся одним из центров Союза общин Андалал (авар. ГIандалал). Из ругуджинцев избирался глава Союза (раис, бол бетIер). В конце XVII - пер. пол. XVIII в. в с. функционировало крупное медресе, где обучались выходцы со всего Дагестана, а также Поволжья и Центрального Кавказа. В 1741 г. стал одним из центров сбора аварского ополчения для отражения персидской агрессии. В 1834 г. Ругуджа вошел в состав Имамата.[4]. В 1859 г. после окончания Кавказской войны административно входил в состав Андалальского наибства Гунибского округа Дагестанской области. В 1877 г. население приняло активное участие в Восстании. В 1919-1921 гг. являлся одним из центров сопротивления Красной армии. В советский период входил в состав Гунибского района, в 1937-1944 гг. являлся его административным центром. На протяжении многих веков Ругуджа являлся одним из крупнейших и зажиточных аварских населенных пунктов, одним из важных экономических, ремесленных, культурных и образовательных центров. В дагестанских арабоязычных текстах часто именуется городом.

P1040205.jpg?1485985498Аул Ругуджа! Ты особенный, не похожий ни на один аул Дагестана. Те тринадцать башен, возвышавшие над тобой, - нет подобного в других аулах Дагестана. Твои женщины, одетые в особые одежды, не встречаются на Кавказе.
Азух, КъиркъиникIкIал, Хабада, Армада, Шумах, Дамутиль, Коми, Ущелье Тамары, башни Тирроли, Бездонное озеро, райские деревья, пещера «Чувал хвараб нохо», мечеть построенная Мусой из Кудутля (15 век), направление всех гор в сторону Кааба и т.д., всего не описать. На твоих стенах древние надписи, не характерные для других аулов и неподдающиеся расшифровке. На твоих горах стоянки древних амазонок. Покровителем своим ты избрал Георгия Победоносца, чего нет в других аулах Дагестана.
Ругуджа не является одной этнической группой. Особенность аула в том, что сюда вклинились многие этнические группы, преследуемые различными племенами в период военных столкновений и вошедшие в последующем в разные родовые группы и тухумы. Можно сказать, что тут есть таджики, монголы, хазары, хетты, сарматы, савиры, русские. Есть в Ругуджа тухумы, образовавшиеся из волжских болгар.
Состав тухумов неоднороден. Всего в ауле насчитывается более 44 кланов и тухумов. Ругуджа в прошлом была объединяющим политическим центром не только тухумов, кланов, родов, но и всех аулов Андалальского общества.
Так, со множеством различных тухумов и из более 12 небольших поселений образовался объединенный аул горцев под названием Ругуджа.
Изучая историю происхождения названия аула Ругуджа, удалось установить, что название ассоциируется со словом «ругъун», что означает «рана», которую наносили друг другу ругуджинцы из-за бесконечных межтухумовских кровавых распрей. Далее это суждение подтверждается содержанием надписи на фундаментальном камне башни Шахбан. Старики утверждают, что надпись на камне гласит: «До сих пор ругуджинцы не жили мирно и от сих пор не будут жить в мире, потому что здесь объединены тухумы, еще издревле враждовавшие между собой».
В жизни ругуджинского этноса сложилась бесконечная междоусобная война за превосходство, за землю, за обогащение. Из-за этой бесконечной вражды от Ругуджа отделились многие группы людей и образовали в разных местах свои аулы, свои общества. Именно так сформировалась – Куяда. Значительная часть ругуджинцев из местности Унсоколо уходит далеко на север и образовывает свой населенный пункт – Унцукуль. Другая группа, ушедшая вместе с ними образовала населенный пункт – Хараги. Ругуджинцы из местности Анада со своим ханством ушли далеко на юг и образовали в Табасаранском районе населенный пункт – Ругуж. Население из местности Азух создали в Хунзахском районе село – Обода.
Родоплеменные союзы, которые жили на территории аула, были вынуждены прекратить междоусобные войны, этнические распри и объединиться в единый территориальный центр перед лицом опасности вражеского нашествия.
В ауле издревле сохранились строгие законы кровной мести. Молодежь и старики всегда носили оружие. Старик …. Омар (ему было более 100 лет) перечислял около 150 имен людей, павших от кинжала при его жизни.
После окончания Кавказской войны Ругуджинцы вернулись к традиционным отраслям ведения хозяйства. Испокон веков их считали лучшими животноводами и землепашцами. В каждом крестьянском дворе  содержалось более 20 голов крупного рогатого скота, в том числе около 8-10 голов коров.
Пахотные земли то же были немалые, на каждый двор приходилось более 4-5 гектаров пахотных земель.
Для разведения и содержания крупного рогатого скота у ругуджинцев были большие площади сенокосных угодий, пастбища. Они простирались от райцентра Гуниб на севере до белого озера на границе с Шамильским районом на западе.
По приблизительным подсчетам в личных хозяйствах,  крестьянских дворов имело около 800 га пахотных земель, где сеяли озимую пшеницу и рожь, сажали картошку, возделывали другие сельскохозяйственные культуры. Получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Ругуджинцы обеспечивали зерном не только себя, но и продавали излишки зерна соседям.
Эта привязанность ругуджинцев к животноводству и возделыванию сельскохозяйственных культур сохранилась до наших дней.
Кроме того, ругуджинцы занимались различными видами кустарного производства. Были среди них и искусные мастера по серебру и типичные каменщики.
Изделия ругуджинских мастеров по серебру в XVII-XVIII веков высоко ценились на Переднем Кавказе, на Ближнем Востоке.
В годы гражданской войны ругуджинцы боролись за установление и укрепление Советской власти, участвовали в ликвидации бандформирований из местных богачей, противников новой власти. Многие ругуджинцы в 1919-1921 года были в рядах партизанских отрядов во главе с Омаром Чохским. Партизаны-ругуджинцы Ибрагимов Муртазали, Муртазалиев Магомедмирза за проявленную храбрость в борьбе с бандформированиями были награждены Почетными грамотами Реввоенсовета республики.
В 1934 году в селе был организован колхоз. С первых годов существования колхоз в селе стал крепким хозяйством. В предвоенные годы он был в числе передовых районов. В колхозе были развиты все отрасли сельского хозяйства: животноводство, производство зерна и др. К этому времени относится и закладка садов в местечке «ГIанада» на площади более 50 гектаров. Титаническим можно считать труд ругуджинцев при проведении канала для орошения заложенных садов. Приходилось на веревках спускаться, чтобы в отвесную скалу вставлять шурупы для забивания металлических гвоздей – для удержания тяжелых самодельных труб. Потом местечко «ГIанада» назвали «золотым полем» из-за обильных урожаев фруктов и овощей. Первым председателем колхоза был в то время Алиев Магомед (Махак). 
За хорошие показатели в развитии сельского хозяйства колхоз в 1938 году стал участником ВДНХ в Москве. Был награжден дипломом II степени, а двое передовиков производства серебряными медалями. В период ВОВ почти все мужское население ушло на фронт. В селе остались женщины, старики, дети. Ругуджинцы трудились со свойственным им упорством.
Получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Надои молока с каждой коровы были самые высокие в районе. МТФ колхоза считали передовыми не только в районе, но и в республике. 
В колхозе функционировало специальное звено, которое занималось выращиванием элитных сортов озимой пшеницы. В годы войны это звено снабжало семенами почти весь нагорный Дагестан.
На базе МТФ были начаты работы по выведению новой породы крупного рогатого скота «Горская бурая» под руководством главного зоотехника районного земотдела Цомаевой (осетинка по национальности). Её отъезд на родину помешал завершению этой работы.
За большой вклад в развитие сельского хозяйства, выполнение государственных планов по продаже зерна, награжден Переходящим Красным Знаменем Дагестанского Обкома партии, СНК ДАССР.
В 1954 году колхоз был  участником республиканской выставки достижений сельского хозяйства.
Больших успехов добились ругуджинцы в развитии образования, медицины, науки. Из села вышли более 50 кандидатов и докторов наук. 
Наш земляк Даниялов А.Д. около 40 лет работал Председателем СНК, Первым секретарем Дагестанского Обкома КПСС. Его имя с уважением произносят все народности Дагестана
В жизни села было немало знаменательных событий, среди них:
1.    Образование в 1934 году колхоза и большие успехи в развитии сельскохозяйственного производства. Первым председателем колхоза тогда был Алиев Махак.
2.    Участие колхоза в 1938 году во Всесоюзной выставке в ВДНХ в г. Москва. Колхоз был награжден Дипломом 2 степени и двое передовиков производства были награждены серебряными медалями ВДНХ.
3.    Задержание двух агентов немецкого Абвера в 1942 году, благодаря бдительности, смелости коммунистки Амировой Айшат.
4.    Награждение в 1943 году колхоза имени Чапаева сел. Ругуджа Переходящим Красным Знаменем Обкома партии, СНК ДАССР, Государственного Комитета обороны за высокие показатели в сельскохозяйственном производстве, перевыполнение планов по производству молока, мяса, зерновых культур и их сдачи в фонд обороны.
5.    Присвоение нашему земляку Мусаеву Саадуле Исаевичу высокого звания Героя Советского Союза в 1944 году.
6.    Открытие в селе средней школы в 1950 году.
7.    Факт, что наш земляк Даниялов Абдурахман Даниялович около 40 лет работал Председателем СНК ДАССР, Первым секретарем Дагестанского Обкома КПСС.
8.    Широкие торжества по случаю 100-летия со дня рождения Даниялова Абдурахмана Данияловича в 2008 году.
9.       Торжества по случаю 105-летия со дня рождения Даниялова Абдурахмана Данияловича в 2013году на которых присутствовал Президент Республики Дагестан Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

                                                                                                                  Религия

Относительно распространения религии среди горцев нашего аула можно сказать, что еще в период образования родоплеменных союзов древние горцы, которые жили на территории Ругуджа, исповедовали язычество.IMG_20170210_155812.jpg?1487018112  Некоторые элементы язычества распространены и в настоящее время Об этом свидетельствуют почитание священных деревьев (Алжаналъул гъутIби) и выкурывание благовоний по  духам мертвых  (махIий жо тIами).  В последующем ругуджинцы стали исповедовать иудаизм до определенного времени, последствия иудаизма до сих пор остается в схожести плача женщин  с царапанием лица, и кроме того об этом свидетельствуют и символы иудаизма (Звезда Давида) на надробных плитах и в кладках стен.   В  последствии ругуджинцы  принимают армяно-григорианскую религию, которая уступила место православной религии. Долгие годы она была господствующей религией в Ругуджа.  О разных периодах поклонения свидетельствуют многочисленные следы на кладках стен, на надгробных плитах, в могильниках и т. д.

 Об образовании с. Ругуджа предание передает, что его основатели прежде жили в 12 селениях, расположенных вокруг нынешнего аула. Ко времени его образования В.Г. Котович установил, что окружающие ныне селение заброшенные хутора (Комиб, Унсоколо, Маакиб) имеют могильники, инвентарь которого относится X-XII вв. В.Г. Котович отмечает, что среди погребений раскопанных на Ругуджинских хуторах нет ни одного, которое могло бы быть датировано временем позже XIII вв. На одном из ругуджинских хуторов Унсоколо им было обнаружено христианское погребение IX -ХIII вв.[299]
Вплоть до 60-х гг. ХХ в. в исторической части села на вершине холма, один из домов был известен как христианская церковь. Жители селения называли его “гьатIан рокъ”, что значит по-аварски “дом церковь”, “церковный дом”. Этот уникальный памятник архитектуры не стал предметом специального исследования специалистов. [300] В настоящее время здание жилое, сильно перестроено. Но и в перестроенных кладках его стен сохранились орнаментированные фрагменты резного камня с разновидностями “плетения” — геометрического, ленточного, плетенного, некогда украшавшие его фасад или интерьер. Особенно примечательным среди них являются фрагменты с орнаментом ленточного типа, которые П.М. Дебиров датирует XI–XII вв. и относит к памятникам христианской культуры. [301] Подобные фрагменты резных камней и с отчетливым изображением равноконечных христианских крестов встречаются в кладках стен некоторых жилых зданий в исторической части селения.
Здесь же, в кладке стен одного из домов был обнаружен камень с древнегрузинской надписью: AYCH79UCA67ZJ60CAHGHBORCAG0ZMI9CAI43C8BC“Крест Христа, святой Георгий, помилуй Дархъви и его детей”. Она была переведена Т.Е. Гудавой и палеографически, по начертанию отдельных букв, датирована XIV–XV вв. [302] Это фрагмент поминального текста, с типичной для него формулой, и, как это представлено в данном случае, во вступлении называется имя святого, к которому обращено поминание. Обычно эти святые являлись покровителями тех фамилий, от имени которых составлялись поминания. В Грузии, церкви построенные во славу этих святых, были фамильными и принадлежали семьям одного или нескольких родов. [303] Бытование такой церкви в с. Ругуджа вплоть до XV в. вполне соотносится с историческими событиями этого периода.

На Ругуджинском хуторе Унсоколо (общества Андалал) в 1956 г. В.Г.Котович среди нескольких раскопанных погребений ХI-ХIII вв. одно, из раскопа №1, определял как христианское([250]). Оно было произведено в каменной гробнице прямоугольной формы, ориентированной по направлению З-В. Длинные стенки могилы образованы вертикально поставленными плитами, короткие — грунтом. Могила была перекрыта сланцевыми плитами. Обнаружен позолоченный цилиндрик, украшенный по краям отпечатком шнурка, а в центре круглыми обоймами для инкрустации (высота 1,2 см., диаметр — 0,7 см.). Аналогичное изделие было найдено в Урадинском могильнике . Хотя материалы раскопанных погребений были невыразительны, они позволили их отнести к IX- X вв., по аналогии с материалами погребений нижнего яруса Урадинского и Галлинского могильников.
Где-то в начале XIII века православную религию заменяет ислам. Распространение ислама связывают с именем Абу-Муслим-Шейха. Ругуджинцы обычно были непокорны проповедникам ислама и оказывали вооруженное сопротивление наставникам ислама на протяжении нескольких столетий. Так об переменных успехах насаждения ислама свидетельствует тот фак, что по рассказам старожилов три раза были разрушены и сломленны надгробные памятники и стелы  кладбища в селении Ругуджа. P1020458.jpg?1487018556Это скорее свидетельствует о том, что после и принятия ислама ругуджинцы не переставали опять возвращатся к прежним верованиям. Известен случай в XIX веке, когда при осаде села молодой мюрид Гамзат-бека, уговорил выйти из боевой башни смельчаков и выразить повиновение исламу. При этом обещал им сохранить жизнь. Но имам и мюриды не сдержали своего слова и убили в Ругуджа более 60 человек, а вождя общества ругуджинцев Султанилава отправили в сел. Гимры, где тоже был убит.

 В настоящее время на территории Муниципального образования действуют 6 мечетей по одному мечети в населенных пунктах Хутни и Хопор. Три мечеты в селении Ругуджа одна из них -джума (основная). И одна мечеть в местности Салани на месте зиярата посвященный памяти руководителей Всеобщего восстания 1877г казненные по решению царской администрации.

    Одна из мечетей в селении Ругуджа была построено еще Мусой из Кудутля 1652-1717 (Мухаммад бин Муса бин Ахмад ал-Кудуки ар-Ругджи ад-Дагистани – выдающийся ученый- богослов, оставивший заметный след в дагестанской научной и образовательной традиции. AVYNMAECAKYTF7LCABAIFSYCA8IFNM4CA4YGNA2CЕго биография и творческое наследие представляют огромный интерес в контексте изучения истории Дагестана вт. пол. XVII – нач. XVIII вв., научных и образовательных связей с Востоком, интеллектуальной истории и истории общественно-политической и религиозной мысли региона, а также множества иных вопросов, связанных с историей исламской культуры на Восточном Кавказе. Ниже приводятся переводы с арабского языка некоторых ранее не опубликованных материалов к жизнеописанию Мухаммада ал-Кудуки из сочинения богослова и знатока истории Дагестана ‘Али ал-Гумуки (Каяева), а также предания – устные и зафиксированные письменно на арабском языке суфийским шейхом Шу‘айбом ал-Багини и богословом Мухаммад-Тахиром ал- Карахи. Биография Мухаммада ал-Кудуки, написанная ʻАли ал-Гумуки (Каяевым) в сочинении «Тараджим улама’и Дагистан»1 . /С. 17/ «Выдающийся ученый Мухаммад б. Муса б. Ахмад – из Кудутля происхождением и из Ругуджа воспитанием2 . Кудутль – это одно из селений области (нахийа) Хиндалал (Куйсубуйун), а Ругуджа, которая стала его родиной, – это одно из селений области Андалал (‘Андалал). Он родился 15 рамадана 1062 г. [хиджры]3 . Ал-Кудуки изучал науки у группы ученых своей эпохи, среди них: его отец Муса, шейх Ша‘бан ал-‘Убуди, ‘Али-Рида ас-Сугури и один ученый из Тидиба, я предполагаю, что это Лабазанилав ат-Тиди4 , у которого учился Дамадан [ал-Мухи]. Ал- Кудуки был выдающимся ученым во всех науках, как традиционных (‘аклийат), так и прикладных (наклийат)5 ; он был сведущ в арабском языке и литературе, шариате, с его основами и ответвлениями. Из прикладных 6 наук он [обладал] знаниями в арифметике, геометрии, алгебре, науке определения времени (микат), философии, логике; он изготавливал научные инструменты, например, астролябии, синус-квадранты, сводчатые квадранты. Ал-Кудуки – автор полезных, исчерпывающих заключений в этих науках, в особенности по логике. У него есть комментарий на сочинение «Опора разумным и образованным в науке определения времени и киблы в Дагестане» («‘Умдат ула ан-нуха ва-л-‘ирфан фи ‘илм ал-микат ва-л-кибла би-Дагистан») 7 , составленное выдающимся ученым Ридваном б. ‘Абд-Аллахом ал-Мисри по науке определения времени. Наследие ал-Кудуки велико: он был выдающимся ученым Дагестана своей эпохи, организатором в обучении традиционных и прикладных наук, распространителем их среди своего народа. Со всех областей к нему стекались стремившиеся к знаниям, так что вокруг него собиралось столько учеников, сколько не собиралось вокруг другого ученого в его эпоху. Он был известен во всех уголках Дагестана. Таких изысканий в арабских и шариатских науках, как у него, нет у других. Его общеизвестные правовые (фикх) фетвы многие мусульмане приняли как руководства к [следованию]. Среди его сочинений: известный субкомментарий на субкомментарий (хашийа) ‘Исаммаддина ал-Исфараини на комментарий (шарх) выдающегося ученого ал-Джами к «[ал- ]Кафийа» Ибн ал-Хаджиба. Субкомментарий ал-Кудуки прекрасен и полезен, известен вплоть до турецкого государства. Он был опубликован в городе Стамбул несколько раз; известный субкомментарий (хашийа) к комментарию выдающегося ученого ал-Чарпарди «Шарх [аш- ]Шафийа» на [сочинение] Ибн ал-Хаджиба. Это прекрасный труд [ал-Кудуки] по морфологии (сарф), хотя и не получивший такой известности, как предыдущий. В этом вина не читателей или автора, [труд не столь известен] из-за того, что «Хашийа ‘Исам[аддин]» использовалась чаще в Дагестане и Турции, и ученики и преподаватели нуждались в ней больше8 . Ал-Кудуки был первым, кто пробудился среди ученых Дагестана от дремоты таклида и наставлял их использовать разум и логику9 , чтобы их посредством отделять истину ото лжи. Ал- Кудуки был первым, кто призвал их к свободе мысли, освобождению от ярма таклида и изучению религии и наук из основных источников – Корана и хадисов, подвергая их анализу и ставя на весы шариатских основ, избирая [исключительно] соответствующие их нормам. Выдающийся ученый ал-Кудуки при посещении Мекки, для исполнения одного из столпов исламской веры, встретил шейха Салиха б. Махди ал-Йамани, обосновавшегося в Мекке, который снял со своей шеи ярмо таклида. Он избирал из заключений имамов (главы правовых школ. – Авт.) [только] то, что соответствует основам (Корану и хадисам – авт.) и отбрасывал новшества. Ал-Кудуки обучался у него и получил достаточные знания, ему понравился его метод и он воспринял его. Затем он вернулся в Дагестан вместе с несколькими новыми книгами своего нового шейха. Мухаммад приступил к призыву ученых к свободомыслию и изучению религиозных наук из основных источников – из Корана и хадисов, скинув ярмо таклида со своих шей. Однако, к сожалению, этот его призыв восприняли немногие, а большинство встретили его с опровержением и неприятием по причине их слабой веры в собственный разум и чрезмерного почитания и вознесения имамов, которым они следовали. /С. 18/ Однако эта деятельность ал-Кудуки не пропала зря. Его призыв нашел отклик и при его жизни, и после смерти. В Дагестане всегда находились те, кто, внимая его призыву, выбирали свободомыслие, предпочитая его слепому следованию таклиду, и шли по верному и ясному пути, руководствовались им в деяниях и фетвах и наставляли других. Он был первым, кто воздвиг фундамент для шариатского правления в Дагестане. Он был первым из ученых Дагестана, объявивших неверными разумных мужей, использовавших обычное право вместо законов шариата, он объявил неверными тех старейшин, которые в судебных разбирательствах апеллировали к нормам обычного права, довольствуясь решениями по адату. Он счел запретным употребление мяса животных, порезанных такими людьми, а также заключение брачного договора с ними. Потом появились ученые, которые согласились с его мнением. Эта фетва является первым источником, откуда черпались [основы] правления трех имамов – Гази- Мухаммада, Хамзата и Шамиля. Его опередил в этом решении его шейх Салих ал-Йамани, как он упомянул об этом в «Хашийа ал-Кашшаф». Мне неведомо о том, ал-Кудуки ли воспринял от ал- Йамани эти идеи или же он самостоятельно пришел к такому выводу, как и его шейх.Умер ал-Кудуки в среду 11 рамадана 1129 г. [хиджры]10 в городе Алеппо (Халеб) в одном из городов Леванта (Шам) в теке (такийа) шейха Ихласа. Заупокойную молитву совершил шафиитский муфтий и остальные ученые Алеппо. Он захоронен на кладбище «Джубайла» внутри городской стены. Ал-Кудуки обучался в селении Ругуджа у Абу-Бакра, и это одно из его писем учителю: «Басмала… беглый раб [Аллаха] Мухаммад б. Муса ал-Кудуки приветствует своего учителя Абу- Бакра ар-Ругджи, его детей и его жену, и всех, кто греется у его очага, и говорю: мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Далее. Я остаюсь в городе Карс до весны, с позволения Всевышнего Аллаха. Надеюсь, что Вы будете молить [Всевышнего] за меня (ду’а), просить у [Аллаха] помощи мне. Я завещаю своему учителю (устаз) Абу-Бакру оставить мои книги среди его книг, пользоваться ими и отдавать в пользование, кому считает нужным. Если Вы соблаговолите спросить о моем здоровье или состоянии, то я нахожусь в полном телесном здравии, хвала Аллаху. После того, как я расстался с Вами, меня не коснулась какая бы то ни было тягота, по милости Аллаха. Что касается того, что я здесь задерживаюсь и не спешу домой, то это в ожидании удобного случая и других важных вопросов, а не из-за отсутствия возможности. Все по воле Аллаха и Его предопределению. И мир. Конец». Переписал это ученый-богослов Хабиб-Аллах б. Мухаммад-Тахир ал-Цулди с собственноручной записи ал-Кудуки. [Еще одно письмо]: «Басмала, Хамдала, Салават.… От беглого раба [Аллаха] Мухаммада ал- Кудуки другу отца и своему учителю (устаз), заменяющему [мне] глаза и уши, занимающему место в самом центре моего сердца, где бы я ни находился, Абу-Бакру ар-Ругджи, к его дорогим двум сыновьям и всем домочадцам, да хранит вас Аллах от всех тягот! А затем. Если вы желаете спросить о моем состоянии, то я по воле Аллаха нахожусь в добром здравии и душевном спокойствии в городе Карс. Мы собираемся вас посетить в ближайшее время, если на то будет воля Всевышнего Аллаха. На этот раз моя задержка заключается в препятствии со стороны муфтия, хотя все по воле Аллаха. Что касается того, что произошло между мной и ‘Аиша ал- Курудийа (из Корода. – Авт.), то я женился на ней в Леванте (Шам), по причине своей немощности при отправлении в путь, т.к. во всем испытывал слабость. Задолго до этого я развелся с Фатима ар-Ругджийа (из Ругуджа. – Авт.)11. Надеясь на Ваше доброе отношение, [прошу], чтобы Вы забрали мои книги у нее, и пользовались ими. Остальные книги, в которых нет нужды, оставьте, пожалуйста, у ’Аиша, пока не свершится предопределенное Аллахом. Прошу Вас простить меня за все, что было совершено по отношению к Вам, [когда я] не выказал должного уважения и не прислушивался к Вашим наставлениям. Я, по воле Аллаха, искренне покаялся. Уходя от Вас, я сказал, что Вы являетесь причиной того, что я уезжаю. Это была лишь моя уловка, чтобы Вы промолчали, хотя внешне это выглядело проявлением неуважения к Вам. Клянусь, это было сделано только по этой причине. Аллах ведает больше». Я обнаружил это письмо, которое было переписано с почерка ал-Кудуки. Некоторые сведения о жизни, деятельности и творчестве Мухаммада ал-Кудуки, встречающиеся в тексте сочинения ‘Али ал-Гумуки (Каяева) «Тараджим улама’и Дагистан». /С. 10./ ‘Али ал-Кили. В конце рукописи сочинения по богословию (калам) «Шарх ал-‘Акаид ан-Насафийа» есть запись, что ее переписал ‘Али ал-Кили, находясь при своем шейхе Малла- Мухаммаде ал-Гулуди в 1050 г. [хиджры]12 . Он провел жизнь, занимаясь изучением, обучением и распространением наук. [Среди его известного наследия] есть разъяснения в области логики и науки о диспуте (муназара). [Одно] из его сочинений «Шарх ад-ду‘а’», известное среди дагестанцев как «ад-Ду‘а’ ас-сайфий (?)» («Молитва меча (?)»), читается, по утверждению занимающихся этим делом, для собирания и подчинения джиннов. Составил он комментарии к этой молитве по просьбе выдающегося ученого ал-Кудуки..  

 

Достопримечательности

 

Данная территория заселена с эпохи неолита. По мнению исследователей окрестности селения служили территорией обитания населения "Чохской стоянки". В пещере Чувал-Хвараб-Нохо (2 км. от с.) сохранились наскальные изображения данного периода. В окрестностях с. расположен Хабадинский могильник (3 км. к сев.-зап. от с.) - поселение бронзового века. В раннем средневековье на ругуджинской территории располагался город Анада (авар. ГIанада), ныне сохранились его развалины. Современное селение образовано населением двенадцати близлежащих родовых поселений в результате перехода от родовой к соседской общине. Первое датированное здание - православная церковь (авар. ГьатIан рукъ), построенная в 1365 г. В первой половине XV в. население приобщилось к Исламу. В XVII - начале XIX вв. Ругуджа являлся одним из центров Союза общин Андалал (авар. ГIандалал). Из ругуджинцев избирался глава Союза (раис, бол бетIер). В конце XVII - пер. пол. XVIII в. в с. функционировало крупное медресе, где обучались выходцы со всего Дагестана, а также Поволжья и Центрального Кавказа. В 1741 г. стал одним из центров сбора аварского ополчения для отражения персидской агрессии. В 1834 г. Ругуджа вошел в состав Имамата.В 1859 г. после окончания Кавказской войны административно входил в состав Андалальского наибства Гунибского округа Дагестанской области. В 1877 г. население приняло активное участие в Восстании. В 1919-1921 гг. являлся одним из центров сопротивления Красной армии. В советский период входил в состав Гунибского района, в 1937-1944 гг. являлся его административным центром. На протяжении многих веков Ругуджа являлся одним из крупнейших и зажиточных аварских населенных пунктов, одним из важных экономических, ремесленных, культурных и образовательных центров. В дагестанских арабоязычных текстах часто именуется городом.
  • Памятник С. Мусаеву (ск. Г. Гаджимагомедов, 1967).
  • Памятник воинам, погибшим в годы ВОВ (1966).реконструирован в 2015 годуP1020976.jpg?1492239353
  • Памятник Даниялову А. Д. (2008)P1000049.jpg?1492239572
  • Пещера Чувал-Хвараб-Нохо (обнаружены наскальные изображения эпохи мезолита и неолита).P1000154.jpg?1492241615P1000157.jpg?1492241435P1000153.jpg?1492241615img141.jpg?1492241615img139.jpg?1492241615img140.jpg?1492241615
  • Четырёхугольная боевая башня.%D1%80%D1%83%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%
  • Памятники архитектуры Х, ХVII и ХVIII вв.
  • Анадинский редневековой замок.
  • Пещеры с рисунками: в 6 км к северу от с. — Цебе-Маарда-Нохо (поздняя бронза); карстовая — в 6 км к юго-западу от с. (II тыс. до н. э.).
  • Средневековое поселение (в 1 км к югу от с.).
  • Могильники (близ с.)


География

на стадии разработки

 

 

Информационно-аналитическоe управление администрации муниципального образования "сельсовет Ругуджинский" Гунибского района Республики Дагестан